Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Арсений Авраамов продолжали творить, не взирая на трагические обстоятельства в жизни страны: именно на Кавказе, в Нальчике, Сергей Прокофьев завершил свою сюиту «1941 год», в которую вошли три зарисовки: «В бою», «Ночью», «За братство народов».
«Первая — картина горячего боя, воспринимаемого слушателями то как бы издалека, то словно на поле сражения; вторая — поэзия ночи, в которую врывается напряжение приближающихся боев; в третьей — торжественно-лирический гимн победе и братству народов»,
— писал о своём произведении композитор.
Дирижер концерта, Алим Шахмаметьев подчеркнул великую роль музыки и культуры в целом в единении нации.
«Именно эти усилия, творчество великих композиторов дали нам возможность здесь, на Северном Кавказе, наслаждаться лучшими образцами классической музыки»,
— прокомментировал дирижёр.
Концерт провели в рамках мультимедийного проекта «Музыка героев». Впервые его провели в честь 75-летия Победы. В проект входят автобиографические аудиоспектакли и песни, которые в годы Великой Отечественной войны слушали в тылу и на фронте.
В концерте прозвучали произведения, сочетающие в себе кавказские мотивы, отсылающие к музыке и фольклору горских народов. Так, Арсений Авраамов работавший в Нальчике с 1935 года, участвовал в работе Кабардинского народного театра и создании Национального ансамбля песни и пляски. Его роль в культуре республики и страны огромна: композитор обработал около тысячи мелодий песен народов Кавказа. На концерте в Курзале прозвучал его «Адыгейский народный танец Исламей».
В Нальчик был эвакуирован и Николай Мясковский. Здесь композитор создал Двадцать Вторую симфонию, Седьмой квартет, начал работу над Двадцать Третьей Симфонией на кабардинские и балкарские темы — именно она и прозвучала в зале им. А. Н. Скрябина. При работе над этой симфонией Мясковский использовал отсылки к старинной нартской песне «Сосруко и Сатаней», кабардинской танцевальной теме «Гетигежев Огурби», песне «Салтан Хамид» и осетинские мотивы.
«В произведениях характерны кавказские мотивы, имитация народных инструментов. Поэтому я очень рекомендую вам не просто слушать, но и смотреть, как музыканты играют. В нашу цифровую эпоху есть только одна возможность увидеть музыку — посетить концерт в филармонии. Здесь живой звук, здесь музыканты играют на настоящих аналоговых инструментах. Вам непременно понравится»,
— отметил дирижер Алим Шахмаметьев в начале концерта.
И зрители действительно были в восторге: ловили каждое движение музыкантов, чувствовалось, как перед глазами встают картины боя во время исполнения произведений Сергея Прокофьева, как хочется бесшабашно пуститься в пляс под кавказские мотивы Николая Мясковского.
Концерт завершился овациями и цветами — дирижеру и музыкантам.
Ранее стало известно, что литературно-музыкальная программа 226-й годовщины Пушкина пройдёт в Кисловодске.