Лаконичный и простой стиль изложения, уличный жаргон, сочетание строгости и изящной иронии, комический сюжет. Его короткие произведения часто звучали с эстрады под громкий хохот в зале. Непримиримый борец с пошлостью, ущербностью и глупостью, человек, над книгами которого будут смеяться сто пятьдесят миллионов человек — прожил совсем не весёлую жизнь.
«Я прохожу по вагонам. В руках у меня щипчики для пробивания железнодорожных билетов. Мои щипчики высекают полумесяц. Шикарная ветка Кисловодск — Минеральные Воды обслуживается летом студентами. И вот почему я здесь, на Кавказе. Я приехал сюда на заработок»,
— писал Михаил Зощенко в своей автобиографической повести.
По словам научного сотрудника историко-культурного центра «Музей А. И. Солженицына» Вячеслава Яновского, писатель очень кратко говорил о своём месте жительства в Кисловодске: «Станция Минутка. У меня тихая комната с окнами в сад». И более — никаких деталей. На кисловодской земле он писал один из первых своих рассказов — «Разложение». Вообще о пребывании Зощенко на КМВ в 1914 г. известно мало.
Семья будущего классика балансировала на грани нищеты, платить за его обучение на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета было нечем. Поэтому после первого курса Зощенко отчислили за неуплату. Чтобы подзаработать, юноша отправился на Кавказ. Должность контролёра на железной дороге Кисловодск — Минеральные Воды положила начало трудовой биографии известного писателя.
«Перед ним мелькали тысячи человеческих типов, ведь на курорт съезжались со всех концов России. Многое из увиденного он запомнил навсегда. В доме, на углу улиц Октябрьской и Льва Толстого в Кисловодске, где жил Зощенко в 1914 году, теперь располагается детская библиотека»,
— рассказывает главный библиотекарь детской библиотеки-филиала № 9 в Пятигорске Екатерина Сидоренко.
«Касаются его пребывания в Кисловодске и две крохотные новеллы из автобиографической повести „Перед восходом солнца“. Первая новелла „Предложение“ посвящена теме мелкой коррупции на железной дороге. Вторая новелла называется „Эльвира“ по имени цирковой артистки из Пензы, которая приехала в Кисловодск и поселилась у станции Минутка в комнате по соседству с Зощенко»,
— рассказывает Вячеслав Яновский.
Впереди Первая мировая война. Михаил Зощенко — командир взвода, прапорщик, в канун революции — командир батальона и участник многих боёв. Он несколько раз был ранен, отравлен газами, и, как следствие — получил порок сердца.
«В тревожные дни наступления Юденича на Петроград Зощенко — адъютант полка деревенской бедноты. После революции — начальник почты и телеграфа, комендант главного почтамта в Петрограде, пограничник в Стрельне, Кронштадте, командир пулемётной команды и полковой адъютант на Нарвском фронте. После демобилизации — агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству, милиционер, сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту — вот далеко не полный перечень того, кем был и что делал Зощенко прежде, чем стать писателем»,
— уточнила библиотекарь Екатерина Сидоренко.
В середине 1919 года, во время работы агентом в уголовном розыске, Михаил посещал литературную студию. Её руководитель Корней Чуковский не мог поверить, что такие смешные рассказы может писать такой угрюмый автор. Он прозвал его «весёлый грустный человек».
В 1920-е годы из-под пера Зощенко вышли уже сотни рассказов и фельетонов. Часть произведений автор подписывал псевдонимами, но многие читатели всё равно знали его в лицо. По улицам за ним тянулся шлейф восторженных поклонников, почтальоны приносили пачки писем, телефон надрывался от частых звонков.
«В 1933 году Зощенко снова оказался в Кисловодске, но теперь уже в рамках своего гастрольного турне по Югу страны: он выступал с чтением юмористических рассказов также в Харькове, Баку, Тифлисе. После успешных литературных вечеров Зощенко задержался в Кисловодске на пару недель с целью отдохнуть и подлечиться. Впоследствии, именно в Кисловодске произойдёт развязка опубликованного в 1937 г. рассказа писателя под названием «Двадцать лет спустя»,
— сообщил Владислав Яновский.
Почти четыре десятилетия Зощенко посвятил литературе и нашёл в ней своё подлинное призвание, но откровенно признавался, что его профессия чрезвычайно трудна. Писательство он считал наиболее тяжёлой из всех профессий, которыми владел.
Один из периодов своего творчества писатель всецело посвящает детям. В начале 40-х гг. Зощенко публикует рассказы для детей. В журналах «Ёж» и «Чиж» выпускают сборник «Лёля и Минька», в который вошли автобиографические произведения «Великие путешественники», «Золотые слова», «Бабушкин подарок» и многие другие.
Эта часть творческой биографии совпала с тяжёлым жизненным периодом писателя, но благодарная детская аудитория стала его отдушиной.
«Здесь мы встречаемся уже совсем с другим Михаилом Зощенко. Он более лиричен, мягок и снисходителен. Писатель с нежной, ласковой улыбкой повествует о животных, вспоминает эпизоды из собственного детства. И из каждого детского события умеет вынести нравственный урок и донести его до детей предельно простым и искренним способом. Он разговаривает с детьми не о том, кем быть, а о том каким быть»,
— рассказала Екатерина.
Началась Великая Отечественная война. Зощенко подал заявление в военкомат, но из-за болезни сердца его не взяли. Вскоре писателя в приказном порядке эвакуировали в Алма-Ату, где он трудился на Мосфильме, а в 1943 году вновь вернулся в Москву и устроился в журнал «Крокодил».
В конце жизни Михаил Зощенко оказался в опале у властей. В его произведениях усмотрели критику советского образа жизни. И 14 августа 1946 года его исключили из Союза писателей. Он лишился возможности печататься, перестал получать продовольственные карточки. Чтобы не умереть с голоду стал сапожником. Забвение продлилось больше 5 лет. После смерти Сталина в 1953 году Зощенко вновь приняли в Союз писателей. Не восстановили, а именно приняли заново. Этим хотели подчеркнуть, что исключили его за дело.
Последние годы жизни писатель занимался переводами, работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк». До 1956 года не вышло ни одной новой книги Зощенко. Он утратил свой неподражаемый юмор. Сердце писателя остановилось 22 июля 1958 года. Но его рассказы до сих пор входят в программу школьного внеклассного чтения. По его пьесам снято немало художественных фильмов, в том числе и знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть». И он по-прежнему знаменит и любим народом.
Ранее стало известно, что улице Желябова вернут историческое название в Кисловодске.