Синагога и дом раввина на улице Куйбышева в Кисловодске — пожалуй, самые таинственные здания на курорте. Об их истории почти не сохранилось документальных сведений — архивы уничтожили во время фашистской оккупации города в 1943 году.
«Я всегда говорю, что сведения, которые у нас есть — со слов старожилов, которые запомнили истории, рассказанные им родителями и другими родственниками»,
— обращает внимание раввин кисловодской синагоги Акива Авшалом.
Раввин рассказал, что при Александре II в Кисловодск для изучения лечебных свойств кислых вод пригласили фармацевтов, и большинство из них были евреями. В то время им нельзя было жить в городе — только за стенами крепости, где не было никакой охраны. Всего, по воспоминаниям коренных жителей, в Кисловодск прибыло 63 еврея. Это были не только упомянутые выше фармацевты, но и музыканты, преподаватели, гувернёры. Царское правительство построило небольшие квартиры для проживания, где было тесно даже вчетвером.
«Там было всего две маленькие комнатки: хозяйственное помещение и спальная комната»,
— рассказывает Акива Авшалом.
В 1883 году евреи Кисловодска обратись к императору Александру III — они хотели купить участок для строительства синагоги. Император заявил: «Отказать, ибо для евреев одной синагоги в Пятигорске достаточно». Но раввин из Пятигорска приезжал всего раз в месяц и лишь на пару дней, так что верующие снова обратились с прошением — чтобы построить дом для раввина с молельным залом. Со второго прошения Александр III выдал разрешение, на что также предположительно могло повлиять лоббирование со стороны известного предпринимателя, который пользовался уважением государя — Лазаря Полякова.
Строительство первой синагоги в Кисловодске началось безотлагательно. Невзирая на скудные доходы, каждый еврей выделял деньги на общее дело.
«Несмотря на отсутствие официального статуса, синагога строилась в соответствии с канонами культового иудейского зодчества, в мавританском стиле. На фасаде здания были оборудованы традиционные ниши-филенки, в которых обычно размещались скрижали Завета и звезда Давида. Однако подтверждений, что они действительно украшали фасад здания, не найдено. В молитвенном зале имелись деревянные скамьи, со стороны направления на Иерусалим располагался ковчег Завета, а с противоположной — бима (возвышение, с которого читают Тору. — прим. ред.)»,
— поделились в Кисловодском еврейском образовательном историко-культурном центре.
Другая примечательная особенность здания — мостик, соединяющий синагогу и дом раввина. Он был построен для безопасного передвижения между зданиями. Живущие за стенами крепости постоянно подвергались риску нападения, а пожилой раввин не смог бы защититься в случае атаки.
Вплоть до окончания работ в 1890 году прихожане молились во флигеле. В 1915 году его снесли, сегодня на его месте — кошерное кафе.
В 1931 году власти реквизировали почти всю территорию, принадлежавшую евреям, проложили дорогу и сделали площадь. Во владении у общины остался небольшой участок с синагогой и домом раввина. Но через шесть лет и эти здания были изъяты государством. Один из раввинов, по разным данным, был расстрелян, другой — выслан в Узбекистан, третий погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. Первый этаж синагоги засыпали, а на втором открыли станцию переливания крови и продовольственный магазин. Третий этаж отдали под женское общежитие медучилища. В доме раввина в разные годы располагались станция переливания крови, наркодиспансер и другие медучреждения.
Вернуть здания на протяжении нескольких лет пытались многие активисты, однако все попытки были безуспешны.
«В 1986–1987 годах я обращался в горисполком с просьбой вернуть здания, сделать этнический центр, потому что у каждого этноса должна быть своя культура, но никто не обращал на меня внимания»,
— поделился раввин Акива Авшалом.
В 1990-е годы вышел закон, возвращавший имущество, конфискованное и изъятое в связи с репрессиями. Прихожанам по всей России вернули многие храмы, синагоги, мечети, но не кисловодскую синагогу. Евреям пришлось проделать очень долгий и сложный путь, чтобы вернуть святыню. Здание приватизировали сначала одни люди, затем другие. Тогда была сделана попытка выкупить помещение у собственника, однако он выдвигал немыслимые суммы. На протяжении нескольких лет раввин искал спонсора, который помог бы в возрождении синагоги. Поиски завершились успехом лишь в 2019 году. Благодаря инициативе Леонида Ханукаева, бизнесмен Наум Бабаев проявил интерес к проекту, и здание наконец выкупили.
По одобрению главного раввина России Берл Лазара и раввина Ицхака Когана, которых посетили Акива Авшалом и Наум Бабаев, в старинных постройках начали возрождать духовную жизнь. Раввин Ицхак Коган вручил свиток Торы кисловодской синагоге.
«Главный раввин сказал: «Вперёд! Это благое дело». После этого мы с женой переехали из Москвы сюда»,
— рассказал раввин кисловодской синагоги.
Еврейский центр арендует здание за кошерным кафе — историческая синагога находится не в лучшем состоянии. Здесь провели много мероприятий, еврейских праздников, которые посещали евреи разных городов и стран. В 2023 году кисловодчанин Барух Бакшиев внёс второй свиток Торы в праздник Суккот. В грандиозном событии приняли участие главный раввин синагоги на Большой Бронной в Москве, раввин Ицхак Коган, раввины соседних городов и регионов, председатели этнических общин города, евреи-уроженцы Кисловодска из Израиля и Америки.
В синагоге на постоянной основе праздновался и празднуется Шаббат. Каждую неделю здесь собирается 40-45 человек, чтобы почитать Тору и провести кошерную трапезу Шаббата. Бывали праздничные мероприятия, на которых присутствовало от 120 до 140 человек. Также на регулярной основе раввин Акива Авшалом посещает пожилых евреев, которые не могут самостоятельно прибыть в синагогу для молитвы. С активистами и благотворителями он ведёт большую работу, обеспечивая таких людей продуктовыми наборами каждый месяц.
«Нужно больше тепла. Мы распространяем тепло и свет Торы — вот что мы делаем»,
— говорит Акива Авшалом.
Реставрацию в синагоге планируют закончить в 2025 году. По словам Акивы Авшалома, в здании восстановят засыпанные некогда мужскую и женскую миквы (ритуальный резервуар с водой для омовения. — прим.ред.). На первом этаже оборудуют молельный зал для мужчин с балконом, на котором расположится женский молельный зал. На втором этаже разместят библиотеку и учебный класс. В доме раввина откроют зал памяти истории кисловодских евреев. Здесь расскажут и покажут всё, что пришлось пережить евреям и их синагоге. Комнату, где когда-то принимал людей раввин, оборудуют для размещения гостей синагоги, а рядом будет офис еврейского центра.
Ранее портал Кисловодска сообщал, что проведение парада национальностей в День России обсудили в Кисловодске.