Проект «Карта недоступности» призван обеспечить всем жителям беспрепятственное перемещение по городу. Активисты проверяют, по каким участкам трудно или вовсе невозможно передвигаться на инвалидном кресле, велосипеде, самокате или с детской коляской. Также они измеряют угол наклона пандусов и высоту бордюров в тех местах, где пандуса нет.
«По ГОСТам уклон пандуса должен быть не круче 5 градусов, а бордюр — не выше 2 см. Взобраться на 3-4 см на коляске можно, но с трудом. Все препятствия выше 5 см — непреодолимы самостоятельно»,
— говорит участница проекта Анастасия Заярная.
Проект начинался в Ставрополе в 2020 году. За это время активисты отметили на карте около 300 проблемных точек. Примерно в 200 из них препятствия устранили.
В Кисловодске городскую среду испытывали два человека на колясках и двое — на самокатах. Активисты разделились на две группы. Первую возглавил консультант уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Дмитрий Некрасов. Он отправился от начала проспекта Победы до горадминистрации и цирка. Маршрут его пролегал по улице Куйбышева.
«Двигаясь по одной стороне улицы Куйбышева, я почти не встретил препятствий, зато на противоположной их оказалось довольно много. На примыкающих улицах тоже было бы сложно — в нескольких местах пандусы настолько крутые, что закатывать коляску пришлось бы вдвоём или втроём»,
— делится впечатлениями Дмитрий.
По словам Дмитрия, проспект Победы вполне удобен для передвижения. Однако он отметил, что по пути ему ни разу не встретились кафе или магазины, приспособленные для маломобильных.
Анастасия Заярная со своей группой выбрала другой маршрут — сначала в МФЦ, который находится через дорогу от места старта, а затем — на прогулку по Курортному бульвару.
Проблемы начались сразу же — на противоположную сторону проспекта Победы ведёт подземный переход без пандуса и наземного дублёра. Активистка отправилась в обход — через улицу Кирова, Дом связи и Первомайский проспект.
В подземном переходе на улице Кирова не работал лифт, а наземный оборудовали подобием пандуса только с одной стороны дороги.
«Со стороны Курортного бульвара — 11-сантиметровый бордюр. Пришлось двигаться по проезжей части в поисках безопасного пути на тротуар»,
— рассказывает Анастасия.
Дальше на пути встретилась высокая лестница, продублированная новым пандусом. Уклон сооружения допустимый, но для безопасного передвижения не хватает поручней.
На Первомайском проспекте одна из проблемных точек оказалась рядом с городской поликлиникой. Само здание оборудовано современным пандусом, соответствующим стандартам, но пологого заезда во двор нет. По пути встретилось несколько крутых пандусов, опасных для самостоятельного передвижения.
Добраться до МФЦ активистка так и не смогла — почти у цели спуск с пандуса перекрыл припаркованный автомобиль. Путь занял 20 минут.
«На Курортном бульваре среда вполне доступная, чего не скажешь о соседних улицах. В одном месте даже пришлось перейти дорогу — на пути встретилась высокая лестница с крутым пандусом»,
— говорит Анастасия.
Созданную «Карту недоступности» активисты передадут администрации Кисловодска. В этом году они проведут ещё две таких прогулки — в Ставрополе и Новопавловске. Участники проекта рассчитывают, что специалисты используют собранные ими данные при благоустройстве, и города Ставрополья станут действительно доступными для всех.