чт, 28 март
18:03
+13 °С, ясно

Великолепная пятёрка: первый российский электромобиль до сих пор таксует на Ставрополье

19 октября 2021, 09:27Статьи
Фото:

В августе 2012 года Ставрополье и ОАО «АвтоВАЗ» заключили соглашение, в рамках которого запланировали пилотный проект, посвящённый электрокарам. Уже в ноябре того же года регионе успешно провели тестовые испытания электромобиля на базе Lada Kalina — он получил название Ellada.

Бодрое начало
Согласно информации из открытых источников, разработка первого отечественного электрокара обошлась в 10 миллионов евро. При этом стоимость серийного образца составляла около 1,25 миллиона рублей или 30 тысяч евро по курсу на начало 2013 года.
За эти деньги покупатель получал электрокар с двумя китайскими литий-железо-фосфатными аккумуляторами энергоёмкостью 23 кВт в час. Масса каждой батареи составляет 120 килограммов, а обеих — 240 килограммов. Продолжительность срока службы — 3 тысячи циклов. Одного заряда должно хватать на то, чтобы проехать 140 километров. Чтобы зарядить батарею от бытовой сети, понадобится 8 часов. Электродвигатель, бортовая электроника и зарядное устройство были разработаны двумя фирмами из Швейцарии.
В декабре 2012 года объявили, что около сотни новых машин доставят на Ставрополье, где их будут использовать в качестве такси. Согласно данным из открытых источников, первые пять машин передали одному из автотранспортных предприятий Кисловодска.
Не судьба
Однако затем поставки начали буксовать: Ставрополье больше не получило ни одной Ellada. Первоначально власти региона и руководство предприятия-изготовителя договорились, что край просубсидирует заводу 50 процентов стоимости производства партии электромобилей. Затем между сторонами возникли разногласия, разрешить которые так и не удалось.
Пилотная партия из ста электрокаров всё же сошла с конвейеров. Четыре десятка единиц техники передали дилерам Центрального и Южного федеральных округов в качестве тестовых — для изучения спроса. Ещё столько же автомобилей остались на предприятии. В начале 2014 года их решили продать юридическим лицам без права последующей реализации, чтобы отслеживать ход эксплуатации транспортных средств.
При этом машины сбывали фактически по себестоимости. Цена одной Ellada составляла 960 тысяч рублей. Кроме того, обзавестись первым российским электрокаром смогли гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, король Иордании Абдалла II и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Великолепная пятёрка
Что касается поставленных в Кисловодск электрокаров, то они, судя по всему, здравствуют и поныне. Так, в конце лета 2020 года в соцсетях появились публикации, в которых местные жители с удивлением обнаружили, что машины по прежнему таксуют в курортном городе. Посты сопровождались снимками, на которых можно увидеть эти электромобили.
На сайте «Лада Калина Клуб» говорится, что к 2015 году пять используемых в качестве такси Lada Ellada проехали от 50 до 70 тысяч километров каждая. Автор утверждает, что если экстраполировать эти данные то, можно предположить, что на сегодня пробег электрокаров составляет уже свыше 200 - 280 тысяч километров. 
При таком пробеге, как правило, на автомобиля с ДВС проводят капремонт двигателя. Как с этим дела обстоят у Ellada — неизвестно, но они, судя по всему, вполне функциональны.
На зарядку — становись!
Официальный запас хода на одной зарядке у данной модели равен 150 километрам. Как показала эксплуатация в Кисловодске, это гарантировано лишь при положительной температуре воздуха. При похолодании хотя бы до -5 градусов по Цельсию, ёмкость батарей снижается на треть, что сокращает дистанцию пробега до 100 километров. 
При включении отопления, подогрева стёкол и сидений реально проехать лишь 50-70 километров. Также на расход энергии влияет стиль езды и использование освещения — при максимальном «расточительстве» можно рассчитывать преодолеть не более 45 километров.
В то же время, в ходе автопробега из Краснодара в Анапу, два автомобиля Ellada показали отличный результат. На первом этапе они проехали 207 километров на одной подзарядке. После отрезка от Туапсе до Сочи протяженностью 155 километров остаточный заряд аккумуляторов обеих Ellada составил 10-11 процентов.
Первая ставропольская зарядка для первого российского электрокара
В прошлом одно из предприятий Ставрополя даже успело разработать зарядную станцию, предназначенную специально для Ellada. Завод был первым в стране, который сконструировал и был готов производить такое устройство. Однако бесславная «гибель» проекта поставила крест на этих планах.
«Очень жаль, что так произошло. Отечественный электрокар широко представляли публике и популяризировали, очень многие были заинтересованы в его серийном выпуске и массовом внедрении, в том числе и в нашем крае. Печально, но в итоге, похоже, это оказалось никому по-настоящему не нужно», — рассказал директор завода.
Тем временем предприятие разработало универсальную станцию быстрой зарядки. К ней можно подключить любой электрокар иностранного производства. Пока неизвестно, когда может начаться производство — это будет зависеть от спроса со стороны потенциальных покупателей и общей ситуации с инфраструктурой для электромобилей.
«Мы готовимся к выпуску с расчётом на будущее. Сейчас такая продукция не особо востребована из-за малого количества электрокаров в регионе. Если это изменится, а на зарядные станции возникнет спрос — мы сможем предложить устройства всем, кто захочет их приобрести», — пояснил собеседник.