пт, 29 март
11:48
+13 °С, ясно

В результате анализа: как информационные системы помогают лечить людей

13 декабря 2018, 21:11Статьи
Фото:

В недалёком будущем история всех болезней, анализов и диагнозов человека от рождения до конца жизни будет храниться в единой информационной базе, и каждый лечащий врач сможет в неё заглянуть. Российская медицина делает первые шаги к такой системе уже сейчас.

В декабре 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию региональной информатизации. В ней сказано, что цель информатизации здравоохранения на уровне регионов — повысить качество медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развить и внедрить современные методы диагностики, профилактики и лечения, повысить эффективность управления системой здравоохранения. Для этого авторы концепции рекомендую создавать и развивать на уровне регионов информационные системы поддержки принятия врачебных решений, контроля за исполнением стандартов медпомощи. Часть таких систем уже внедряются в Ставропольском крае. Например, дистанционная запись к врачу, консультации через интернет с врачами лучших медицинских центров страны, пересылка результатов ЭКГ из машины скорой помощи в больницу, куда везут пациента, чтобы врачи заранее знали о его состоянии.  
Отдельные решения по информатизации здравоохранения сейчас существуют, как детали паззла: каждое из них работает, но само по себе. До единой базы данных о здоровье пациентов ещё далеко. Для начала стоит вести учёт данных о приёме пациентов в самих больницах, поликлиниках и диагностических центрах. Крупные медицинские учреждения в Ставропольском крае уже сегодня внедряют у себя лабораторные информационные системы (ЛИС), которые одновременно обобщают данные о здоровье пациентов и повышают производительность труда медицинского персонала. 
Как это работает?  
ЛИС ведёт и учитывает все информационные потоки в лаборатории. В неё «вшиты» цены на услуги и договоры с пациентами по хозрасчёту, она учитывает пациентов по ОМС, обеспечивает доступ к медицинской карте и «видит» направления от врача. Такие системы могут работать как в автономном режиме, так и во взаимодействии с другими медицинскими информационными системами на уровне лечебного учреждения или региона.  
В ЛИС можно интегрировать модуль системы электронной очереди, чтобы управлять приёмом пациентов. Медсестра в процедурном кабинете получает через ЛИС данные пациента и список исследований, которые необходимо выполнить. А пришедший на обследование человек через электронную очередь точно знает, когда ему нужно заходить на приём, и не тратит силы на стояние в живой очереди. Также система печатает этикетки со штрих-кодами, которые наклеиваются на пробирки и помогают эффективно вести их учёт.  
Параллельно ЛИС собирает данные о работе процедурного кабинета: уровне загрузки, времени ожидания, простоях, повторных приёмах и так далее. Такая информация помогает руководству медицинского учреждения принимать управленческие решения относительно параметров работы лабораторий.  
Взятые пробы можно обрабатывать и исследовать вручную либо через автоматические сортировщики и анализаторы. ЛИС поддерживает оба варианта. Готовые результаты исследований с анализаторов поступают в систему автоматически. Остальные вносятся вручную через встроенные в систему редактируемые формы.  
Система сверяет результаты с интервалами допустимых значений, предусмотренными для каждого теста. Затем их проверяет специалист. Готовые результаты хранятся в базе. Их можно распечатать, отправить по электронной почте и даже предупредить пациента о том, что результаты его анализов готовы, отправив ему SMS. При необходимости можно подключить дополнительную функцию отправки сведений в контролирующие органы.   
Зачем это людям? 
Современная система здравоохранения в России ставит перед собой цель перейти от парадигмы лечения выявленных заболеваний к предупреждению и ранней диагностике проблем со здоровьем, пока они ещё не переросли в тяжёлые недуги. В такой ситуации количество обращений пациентов к врачу теоретически должно не снизиться, а только возрасти. Чтобы выполнить рекомендации по обязательным профилактическим обследованиям сейчас человеку необходимо отпрашиваться с работы и тратить очень много времени. Неслучайно многие затягивают с обращением к специалистам до момента, пока проблемы со здоровьем становятся нестерпимыми.  
Выход один: сокращать время ожидания медицинских услуг, делать доступ к ним более простым и удобным. Информатизация здравоохранения позволяет сделать профилактику и лечение частью привычного и удобного современному человеку мира. Причём в выигрыше от внедрения систем автоматической обработки информации как пациенты, так и медработники, который в XXI веке тоже не заинтересован вести учёт пациентов, их назначений и анализов вручную.  
В практике здравоохранения процесс информатизации начинается зачастую именно с внедрения лабораторных информационных систем. Они сокращают время работы персонала процедурных кабинетов, позволяют автоматически перенаправить результаты исследований специалисту, который их назначил. Пациент получает объективную информацию о состоянии своего здоровья не через недели и месяцы, а в считанные дни. А врач всегда имеет доступ к результатам предыдущих анализов, чтобы отслеживать динамику. За счёт подобных систем решается сразу несколько задач современного здравоохранения, причём каждое из этих решений повышает шансы на достижение целей, поставленных перед всей государственной системой здравоохранения.